«Туркестан – туркестанцам» haqida to’liq ma’lumot oling

«Туркестан – туркестанцам» haqida to’liq ma’lumot oling


Post Views:
126

Судьба Туркистанской Автономии и Туркестанское национальное движение

В условиях резкого падения авторитета временного правительства и фактического безвластия 25 октября (7 ноября) 1917 г. в Петрограде был совершен вооруженный переворот, приведший к власти коалицию наиболее радикальных частей социал-демократической и социал-революционной партии, большевиков и левых эсеров. Функции правительства передавались Совету Народных Комиссаров во главе с В.И. Ульяновым (Лениным). Декреты, принятые на II съезде Советов рабочих и солдатских депутатов, провозгласили выход России из войны, передачу земли крестьянам и повсеместное установление власти Советов различных уровней.

К 1917 г. джадидизм от просветительства уже поднялся до уровня политического движения. В течение того же 1917 г. четыре раза проводился Всетуркестанский курултай (съезд) мусульман. На I съезде, проходившем с 16 по 23 апреля 1917 г. в Ташкенте, была выдвинута идея об образовании Туркестанской автономии в составе демократической России.

Эта идея стала первым шагом туркестанских народов на пути восстановления национальной государственности. На последнем заседании съезда было принято решение об образовании центрального руководящего органа Туркестанского краевого мусульманского совета (Краймуссовета). Цель его формирования предполагала объединение разрозненных, не связанных друг с другом мусульманских обществ, комитетов и союзов, чтобы придать национальному движению организованный характер.

Председателем Краймуссовета был избран Мустафа Чокай, секретарем Ахмад Заки Валиди, членами президиума Мунаввар Кары, Махмудходжа Бехбуди, Абиджон Махмудов, Убайдулла Ходжаев, Ташпулатбек Норбутабеков, Ислам Шаахмедов и др.

Под руководством Мунаввара Кары и Садриддинхана-афанди был создан Ташкентский комитет. Были также образованы его Самаркандское (возглавляемое Махмудходжой Бехбуди) и Ферганское (под руководством Насырхан-туры) отделения. В качестве печатного органа Краймуссовета стала выходить газета «Нажот» (редактор Мунаввар Кары), позднее газета «Кенгаш» (редактор Валиди).

Однако давние, еще с начала века, разногласия между джадидами и духовенством привели к расколу в рядах демократического движения. 14 марта 1917 г. в Ташкенте была создана «Шурои Исломия», в деятельности которой большую роль играл Мунаввар Кары.

Организационно раскол выразился в выходе духовенства и их сторонников из «Шурои Исломия», и в июне 1917 г. был создан «Шурой Уламо» (Совет духовенства). Серали Лапин заложил основу его филиала в Ташкенте.

Вскоре «Шурой Уламо» был образован в Коканде. Наличие между двумя организациями идейных противоречий в вопросе о будущем политическом устройстве государства не позволило им прийти к согласию. «Шурои Уламо» провозглашал в своей программе осуществление деятельности в соответствии с традициями ислама.

Для пропаганды своих идей «Шурои Уламо» стал издавать журнал «Ал-Изох» (редактор Абдумалик Ходжи Набиев).

Мустафа Чокай, ставший жертвой идейной борьбы двух организаций, вспоминал впоследствии: «Противоречия между «Шурои Уламо» и «Шурой Исломия» ослабляли нашу общую борьбу и расстраивали наши дела. С другой стороны, политическая программа «Уламо» давала оружие против нас… врагам национального движения».

1011 сентября в Ташкенте работал II краевой мусульманский съезд, созванный по инициативе «Шурои Исломия».

В рассматриваемый период политическая ситуация в Казахстане была достаточно своеобразной. Пролетариат здесь был немногочисленным, крестьяне-переселенцы в большинстве своем были обеспечены землей, большой процент населения составляло казачество, бывшее при царизме привилегированным сословием. Казахи в большинстве своем поддерживали партию «Алаш» и мусульманские политические организации. Осенью 1917 г., накануне переворота, большевики практически не обладали авторитетом на территории Казахстана. Однако особенности политической ситуации, связанные с колониальным статусом этой окраины России, привели к установлению в ряде крупных городов Советской власти уже в первые же месяцы после Октябрьского переворота.

26-29 ноября 1917 г. в Коканде состоялся IV Чрезвычайный Всетуркестанский съезд. Открыл съезд Мустафа Чокай. Съезд объявил Туркестан автономией (Туркистон мухториати узб.) в Федеративной демократической Российской республике. Установление форм автономии Туркестана было предоставлено Учредительному собранию. Было провозглашено создание Туркестанской народной власти – Временного Совета. Председателем и министром внутренних дел был избран М.Тынышпаев. Позже его заменил М.Чокай. Новое государственное образование называлось «Туркестони мухториати» («Туркестанская автономия»). Ислам в автономии был признан государственной религией. Одновременно в Ташкенте съезд Советов солдатских, рабочих и крестьянских депутатов объявил властью в Туркестанском крае Совет народных комиссаров. Так в Туркестане сложилось два руководящих центра – революционный и национально-освободительный. В январе 1918 г. Ташкентский Совет решил ликвидировать параллельное мусульманское правительство.

В феврале 1918 года Кокандская автономия была разгромлена. Достаточно быстро взяли в свои руки власть Советы в Сырдарьинской и Семиреченской областях, входивших в состав Туркестанского генерал-губернаторства. Это было обусловлено поддержкой, оказанной большевикам со стороны местного чиновничьего аппарата, верхушки переселенческой деревни и армейских частей. Напуганные событиями 1916 г., они больше боялись антиколониальных выступлений «туземных» народов, чем «диктатуры пролетариата». Любая власть в метрополии рассматривалась ими как гарант сохранения привилегий европейцев в крае.

Колониальный характер Советской власти в южных областях Казахстана наглядно был продемонстрирован III Краевым съездом Советов, прошедшим в Ташкенте 15-22 ноября 1917 г. Здесь была провозглашена Советская Туркестанская Автономия, однако представители местных народов были отстранены от власти под предлогом их неготовности к пролетарской революции. Недовольство казахского и узбекского населения было подавлено вооруженной силой. В противовес стало провозглашение Туркестанского Мухтариата во главе с Временным Советом. Президентом и главой Временного правительства Туркестана стал М. Тынышбаев, министром иностранных дел – М. Чокай. Таким образом, на юге Казахстана в ноябре-декабре 1917 г. сложилось своеобразное двоевластие.

Однако советские власти в Ташкенте не хотели мириться с существованием оппозиционного им мусульманского правительства. В ночь с 5 на 6 ноября 1918 г. на Коканд были брошены все вооруженные силы Советского Туркестана, в том числе и казачьи части. Город был взят штурмом, большая часть жителей была убита. Временный Совет свергнут, и остатки отрядов защитников города ушли в горы и перешли к партизанским действиям.

Свержение правительства Туркистон мухторияти было воспринято туркестанцами как новое свидетельство наличия агрессивных планов России в отношении Туркестана и они с оружием в руках поднялись на защиту своей Родины от завоевателей, тем самым было положено начало массовому антисоветскому движению в Туркестане. Характер этого движения, представлявшего собой продолжение традиций национально-освободительной борьбы, был зримо выражен в политических требованиях того времени: «За свободу Туркестана от России», «За Туркестан без притеснителей», «Туркестан туркестанцам». Особенно яркие страницы вписали в самоотверженную борьбу за свободу и независимость края жители Ферганской долины, являвшейся ранее центром зарождения многих народных выступлений против колонизаторской политики царского самодержавия.

Повстанцы в основном были представлены коренным населением узбеками, киргизами, таджиками, казахами, туркменами, а также уйгурами, персами, цыганами, «бухарскими евреями». Но в рядах движения воевало немало и русских офицеров, русского крестьянства. Имелись представители турецких и афганских военных. Спровоцированное абсурдной политикой советской власти, массовое вооруженное сопротивление сопровождалось бесчисленными жертвами. Против участников повстанческого национального движения к началу 20-х годов была сосредоточена вооруженная сила Красной армии численностью около 100 тыс. человек. Им противостояли 60 тыс. моджахедов, в том числе в Ферганской долине 26 тыс. Общие потери туркестансцев (убитыми, взятыми в плен, тяжело раненные) составляли, по подсчетам Б.Хайита, примерно 700 тыс. человек. Советские вооруженные силы лишились к 1921 г. 250 тыс. солдат и офицеров.

На характер освободительного движения заметное воздействие оказало острое соперничество за идейное руководство повстанческим движением, развернувшегося между джадидами и уламоистами (духовенство). На первых порах проявлялось сильное влияние джадидов (членов «Шурои-Исломия», «Иттиход ва тараккий», «Миллий иттиход», «Миллий истиклол»), в последующем радикализированного духовенства. Об этом наглядно свидетельствует смена политических лозунгов. Первоначально руководители моджахедов призывали преимущественно к разгону Советов, к необходимости восстановления «Туркистон мухторияти», затем превалирующим стал лозунг: «Джихат и газзават».

Из трагических событий, связанных с Туркестанской автономией, в Коканде в конце 1917 – начале 1918 гг. можно было сделать вывод, что акт устранения, совершенный советским режимом в отношении Туркистон Мухторияти предостерегал, чтобы больше никто и нигде в Туркестане не смел организовывать автономии без согласия центра.

С разгромом Туркистон Мухторияти закончился мирный этап развития национального сопротивления и было положено начало массовому вооруженному антибольшевистскому и антиколониальному движению в Туркестане.

Характер этого движения, представляющего собой продолжение традиций национально-освободительной борьбы, был ярко выражен в политических требованиях того времени: «За свободу Туркестана от России», «За Туркестан без притеснителей», «Туркестантуркестанцам».

Гульнар НУРБЕТОВА
к.и.н.,, доцент Международный казахско-турецкий университет имени Х.А.Ясави

«Туркестан – туркестанцам»

Malumotlar
«Туркестан – туркестанцам»