Туркестанские немцы haqida to’liq ma’lumot oling
Post Views:
107
Немецкое переселение в Туркестан происходит в основном во второй половине XIX века, после завоевания Россией Средней Азии. Однако исследователи при изучении данной темы в основном ограничиваются только регионом Туркестана. Отсюда возникает ряд вопросов; почему именно немецкое переселение поощрялось в первую очередь правительством. Исследователи говорят о большом количестве немцев в администрации Туркестанского генерал-губернаторства и среди военных, была ли это случайность или это была целенаправленная политика царских властей. Четыре генерал губернатора Туркестана, а именно, К.П. фон Кауфман (1867-1882), Н.О.Розенбах (1884-1889), Флуг (1913-1914) и Ф.В. Мартсон (1914-1915) были этническими немцами.
На наш взгляд, необходимо рассматривать историю немецкой диаспоры в Туркестане, во взаимосвязи с историей немецкого заселения в целом по России. Туркестан, после его завоевания становится частью российской империи, и естественно, что все процессы, происходящие в регионе, в том числе и колонизационная политика, осуществлялась на основе общеимперских законов. Кадровая политика была не случайной, а вполне закономерной. Предпочтение именно этническим немцам в назначение на значимые посты администраций различных уровней в государстве, связано с Петром I. Именно благодаря Петровским реформам происходят различные изменения в России. Петровские реформы распахнули страну для европейцев, сделали их желанными гостями и соратниками. Уроженцы немецких княжеств с самых первых шагов становления российского государства играли значимую роль в его развитии, с XVIII века занимали в стране ключевые посты.
Со времени правления Петра I появление принцев и принцесс из немецких княжеств возле русского трона можно назвать регулярным. Уже со второй половины XVIII века этот процесс становиться закономерностью. Наследники Дома Романовых всегда охотно женились на немецких принцессах. За время правления династии они породнились с Прусским королевским домом, герцогами Мекленбургскими, Вюртенбергскими, Гессенскими, маркграфами Баден-Баденскими. Особое место при русском престоле заняли династии Лейхтенбергских и Ольденбургских. Естественно, что именно этим и определялось предпочтение в кадровой политике этническим немцам.
Екатерина II продолжила политику Петра I и дала еще больший простор для переселения немцев в Россию. Именно принятый Екатериной II манифест от 4 декабря 1762 г, который назвали «вызывным» послужил сигналом для начала исторического переселения. Манифест был разослан на русском, французском, немецком и английском языках. Коллегия иностранных дел разослала дипломатическим агентам за границей этот манифест.
23 июля 1763 года обнародованы «Манифест о даруемых иностранным переселенцам авантажах и привилегиях» и «Указ об учреждении Канцелярии опекунства иностранных переселенцев». 70 тыс. человек в этот период переселяется из немецких княжеств в Россию. Однако немцы уже в России были.
В армии в конце XVIII века – до 30% офицерского состава составляли немцы, речь шла о том, чтобы заселить немцами пустые земли. Давались значительные льготы крестьянским семьям из немецких княжеств, чтобы они заселили неосвоенные земли Поволжья, Крыма, Кавказа и впоследствии Туркестана. Например, для освоения территории Крыма, немецким переселенцам давались следующие льготы: разрешалось избирать местом жительства по своему усмотрению…; в городах участки под строения, а в селах участки свободной земли предоставлялись во владение на правах дворянства. Разрешалось брать лес из казенных дач Крыма. Даровались свобода от рекрутской повинности, постоев, навсегда от закрепощения. Иностранные переселенцы на 30 лет освобождались от податей и государственных повинностей, а от подушной податей – навсегда. Также давалось право на беспошлинную торговлю и основание фабрик и заводов.
Немецкие колонии, по мнению Екатерины II, должны были стать идеальными хозяйствами, по образу и подобию, которых намечалось реформировать всё сельское хозяйство России.
Выделялись очень большие деньги для помощи немецким переселенцам. На Кавказе в 1818 г. им было выделено 100 тыс. рублей серебром. Необходимо признать, что благодаря правовому статусу и специализации деятельности, а так же известным свойствам национального характера немцев – трудолюбию, бережливости, трезвому образу жизни, любви к порядку удалось успешно закрепиться этим переселенцам на новых землях. Основной задачей царского правительства России являлось внедрение новых, прогрессивных методов производства, как в промышленности, так и в сельском хозяйстве, которые использовали немцы, поднятие Российской экономики на более высокий уровень и интегрирования её в европейское экономическое пространство. По данным Всероссийской переписи населения 1897 года немцы составляли 1,42% от всего населения Российской империи. В европейской части России проживало 1312188 немцев, в Польше – 407274, на Кавказе – 56729, в Сибири – 5424, в Средней Азии – 5424. Большинство немцев являлись сельскими жителями – 76,62%, городские жители 23,8%.
В Туркестане после завоевания царской Россией, основное переселение немцев начинается в 80-90 годах XIX столетия. В начале XX века численность немцев по всей Средней Азии возросло до 8000-8500 человек.
Самым видным немцем Туркестана, несомненно, можно назвать генерал-губернатора К.П. фон Кауфмана (1867-1882гг). Род фон Кауфманов происходил из Швабии и в конце XVIII в. переселился в Россию. Дед его принял православие. Отец воевал с Суворовым и Кутузовым, дослужился до генерал-лейтенанта. К.П. фон Кауфман родился 19 февраля 1818 года. Закончил высшие военные учебные заведения России, это был боевой офицер, за плечами у которого была служба на Кавказе. В 1856 году фон Кауфман был произведен в генерал-майоры. Говоря о его деятельности необходимо отметить, что это был «истинный» слуга своего царя и отечества. Будучи начальником Туркестанского края, им был сделан ряд преобразований в крае. В период правления К.П.фон Кауфмана по его инициативе были организованы учреждения, которые в целом имели перспективное значение для судеб Туркестана. В 1870 году в Ташкенте была открыта Туркестанская публичная библиотека.
Мысль об открытии библиотеки принадлежала К.П. фон Кауфману. Ещё до отъезда из Петербурга, он обратился к разным учреждениям и лицам с просьбой о пожертвовании, для проектируемой им библиотеки в новом крае, лишних экземпляров разных книг. В основном все учреждения, к которым он обращался (министерство народного просвещения, Академия наук, публичная библиотека, главный штаб) прислали несколько сот томов книг, в том числе и немало ценных и редких. В начале 1870 года состояло уже налицо до 2200 томов.
Музей в Ташкенте был открыт так же по инициативе К.П. фон Кауфмана. В 1869 г. К.П. фон Кауфман обратился к специалисту сельского хозяйства профессору Э.Э.Баллиону с просьбой составить программу к открытию в Ташкенте Туркестанского музея. По этому вопросу была составлена 2 сентября 1869 года докладная записка А.П. Федченко, который подтвердил необходимость создания музея. Официально музей был открыт в 1876 году. В 1869 году была открыта Химическая лаборатория в Ташкенте. Мысль об учреждении химической лаборатории принадлежала чиновнику особых поручений по горной части Татаринову. К.П. фон Кауфман одобрил, это и в декабре лаборатория была открыта. В 1872 г. при лаборатории был открыт небольшой газовый завод для определения степени годности местных каменноугольных залежей.
Химиком лаборатории был назначен ученый лаборант горного института Н.Б.Тейх. Без всякого повода в 1883 году М.Г.Черняевым была закрыта лаборатория. Вообще надо отметить, что назначенный после смерти К.П. фон Кауфмана, генерал-губернатор края М.Г Черняев неоднозначно отнёсся к преобразованиям, проведенным до него. Не последнюю роль в этом сыграло то, что К.П. фон Кауфман был немцем. Судьба лаборатории постигла и Туркестанскую публичную библиотеку. Однако вскоре после отъезда М.Г.Черняева из Ташкента все стало на свои места.
Первым печатным органом в Туркестанском крае были «Туркестанские ведомости». Газета планировалась как орган генерал губернаторской власти. Задача этого первого печатного органа состояло в следующем: «он должен был сообщать правительственные и административные распоряжения, касающиеся Туркестанского края, способствовать всестороннему изучению его и для того помещать преимущественно серьёзные, научные статьи». Для издания газеты была приобретена небольшая типография в Петербурге. 28 апреля 1870 года вышел первый номер газеты «Туркестанские ведомости». Первые пять лет фактическим редактором газеты был сам К.П. фон Кауфман.
С 1870 года начала издаваться «Туркестанская туземная газета». Сначала она составляла приложение к «Туркестанским ведомостям». С 1871 года стала выходить 4 раза в месяц, 2 раза на узбекском и 2 раза на казахском языках. Целью издания было распространение сведений «между туземцами о распоряжениях правительства и местных властей».
В 1868 году, с прибытием в край фон Кауфмана, в Ташкенте было открыто первое лечебное заведение – ташкентский военный лазарет, преобразованный в 1870 году в Ташкентский военный госпиталь второго класса на 415 кроватей. В 1867 году по распоряжению К.П. фон Кауфмана, в Ташкенте была устроена метеорологическая станция. А в 1873 году была начата постройка обсерватории. За границу был командирован капитан Бонсдорф для приобретения инструментов для этой обсерватории. С 1876 года обсерватория начинает свою деятельность.
По инициативе К.П. фон Кауфмана 1 декабря 1870 года был открыт Туркестанский отдел Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. В первое время существования отдела в числе членов были такие выдающиеся ученные как Н.А. Северцев, И.В. Мушкетов, А.П. Федченко, В.Ф. Ошанин, А.И. Вилькенс и другие.
Конечно же, ряд культурных учреждений, которые были организованы по инициативе Туркестанского Генерал-губернатора К.П. фон Кауфмана, являлись хорошей или не очень хорошей копией учреждений, находившейся в Санкт-Петербурге и других городах России. Однако, необходимость учреждения их диктовалась самой жизнью и дальнейшее развитие региона показало их перспективное значение.
Немало представителей этнических немцев, внесли положительные изменения в экономику Туркестанского края. Видное место занимали немецкие предприниматели, купцы и торговцы в Ташкенте. В конце 60-х гг. XIX в. немец из Нарвы Н.А. Гринберг организовал здесь предприятие по изготовлению минеральных вод. В 70-х гг.Х1Х в. И.И. Краузе основал маслобойный завод. В 1901 году на Карасу был открыт маслобойный завод немцем Р.Ф.Шубертом. С 1906 года он был переоборудован в рисоочистительный. В начале XIX в. видное место среди 9 крупнейших магазинов в Ташкенте по продаже чая и сахара занимал магазин, принадлежавший немецкой фирме «Караван». Один из 5 крупных колбасных магазинов, имевшихся в Ташкенте, принадлежал немцу И.П. Шнейдеру.
В Аулиэатинском уезде к началу XX в. крупным предпринимателем стал немец Вольтер. В гор. Аулиэ-Ата (Джамбул) ему принадлежал довольно крупный пивоваренный завод, а в окрестностях – крупная мельница. В начале XX в. Вольтер был владельцем и некоторых других предприятий.
По видимому, самым крупным предпринимателем немецкой национальности в Средней Азии стал, прибывший в Ташкент в 1883 году, Генрих Вильгельмович Дюршмидт. Первоначально с небольшим капиталом (не более 5 тыс.руб.) Г.В. Дюршмидт начал скупать и отправлять в за границу кишки. Постепенно его операции по скупке кишок распространились на все области Туркестана, Бухарское и Хивинское ханства. В Ташкенте на его средства был построен завод по первичной обработке кишок (25 рабочих), на котором ежегодно приготовлялось для отправки в Германию и другие страны Европы до 35 тыс. кишок в год. Большая часть кишок шла из Туркестана в мокросолёном виде. В начале XX в. Г.В. Дюршмидт через своих посредников скупал в Средней Азии ежегодно до 6 млн. штук кишок на сумму в 2 млн.руб. В связи с этим в ряде пунктов Туркестана было создано несколько предприятий по первичной обработке кишок. Г.В.Дюршмидт стал владельцем ряда других предприятий. Примерно за 25 лет своей деятельности этот предприимчивый немец из мелкого покупателя – кишок превратился во владельца миллионного состояния. С 1890 года с Г.В. Дюршмидтом начал конкурировать другой немец Л. Зальм. Однако после нескольких лет борьбы был вынужден отказаться от операций с кишками. В дальнейшем Л. Зальм стал главой акционерного общества «Луи Зальм», которое имело фабрику по производству обуви и мастерские по пошиву обмундирования для войск в Ташкенте и некоторых других городах.
В начале XX в. в Коканде начал свою деятельность «Торговый дом братьев Крафт», имевших свои отделения в Ташкенте, Андижане и других пунктах. Братья Крафт владели хлопкоочистительными, маслобойными, мыловаренными заводами, скупали хлопок, шёлковые коконы, с 1908 года занялись скупкой кишок. Однако их деятельность в кишечном деле далеко отставала от масштаба деятельности Г.В. Дюршмидта.
Заметную прослойку среди большей части обрусевших немцев – русских подданных составляли учителя, врачи, агрономы и другие представители интеллигенции. В конце первого в начале второго десятилетия XX в. в Ташкенте, например в коммерческом училище преподавал М.Г. Шотт, в реальном училище – М.Ф. Мазинг и А.М. фон Кун, в женской гимназии преподавала Н.А. Пфейферг, главным врачом и заведующим городской амбулаторией был Г.Г. Феглер, главным санитарным врачом К.О. Рейнгарт. управляющим городской аптекой – К.Б. Бетгер. По нескольку представителей интеллигенции немецкой национальности имелось также в Самарканде, Ашхабаде, Скобелеве (Фергане), Верном (Алма-Ате), Коканде и других городах Туркестана.
Как следует, из вышеприведенных примеров представители немецкой диаспоры, имели хорошие позиции в экономике и культуре Туркестана. От 3300 до 3500 немцев, находившихся в Средней Азии в первом десятилетии XX в. и до 5000 немцев – в конце второго десятилетия XX в., жило в сельской местности и занималось по большей части земледелием и скотоводством. Среди них было немало членов секты меннонитов. Немцы и в сельском хозяйстве достигают прекрасных результатов, собирают высокие урожаи зерна, хлопка и других культур.
Для царской России большое значение имел Туркестанский хлопок и развитие хлопководства в Туркестане. Как писал один из современников: «Местный сорт хлопка был известен под именем бухарского на Европейских рынках России и занимал последнее место, как по качеству волокна, так и по качеству очистки». Первые мероприятия по введению в крае культуры высших сортов хлопка предпринял К.П. фон Кауфман, командировав в конце 1874 года в Америку для изучения хлопкового дела агронома М.И. Бродовского на год. Во время управления краем К.П. фон Кауфманом, не удалось местный хлопок заменить лучшими сортами и только в начале 80-х годов XIX в. была введена культура американского хлопка, которая вытеснила впоследствии местный хлопок. Культурой хлопка в основном занималось коренное население Туркестана.
Несомненно, было взаимовлияние немцев и местного населения. Интересна биография первого узбекского кинооператора Худойбергана Деванова, родившегося в Хорезме в 1879 году. Первые кинокадры были отсняты им в 1908 году. Судьбоносной для Х. Деванова оказалось встреча с Вильгельмом Пеннером, старейшиной меннонитской общины немцев, проживавшей в поселке Ак-Мечеть неподалёку от Хивы. Пеннер, занимавшийся помимо всего прочего и фотографией, приобщил энергичного и любознательного хорезмийца к этому ремеслу. Юноша страстно и на всю жизнь увлекся фотографией, а затем и кинематографом.
В период второй половины XIX в. с началом царской колонизации, в Туркестан переселяются представители различных национальностей: русские украинцы, поляки, евреи, французы, немцы и другие. Представители этих национальностей внесли в Среднеазиатскую культуру и экономику определенный вклад. Среди них хотелось бы отметить, представителей немецкой диаспоры, которые и до настоящего времени проживают на территории ныне независимых государств Узбекистана, Казахстана и др., в полном согласии и взаимопонимании с представителями коренных национальностей, обретя здесь свою Родину.
Литература:
- Добросмыслов И. Ташкент в прошлом и настоящем. Ташкент, 1912.
- Иноятова Д. К истории немецкой диаспоры в Туркестане. Узбекистон тарихи, №1, 2008.
- Клибанов А. Менониты., М. 1931.
- К открытию памятника К.П.фон Кауфману. Составил А.Г.П. Ташкент 1913.
- Матвеев А.М. К вопросу о выходцах из Германии в Средней Азии, в конце ХIХ-начале XX вв. Научные труды Таш.ГУ., вып.392. Ташкент 1970.
- Обзор Сырдарьинской области за 1910 г. Ташкент 1911.
- Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897г., т. 82.
- ЦГАР. Уз.- Ф. И-1, оп 32, д. 11, л.4.
Мухаммедов Шухрат,
старший научный сотрудник Института истории АН РУз,
кандидат исторических наук
Статья из книги: Диаспора немцев Узбекистана в диалоге культур.(Под ред. к.э.н. В.А.Ивонина). Wiedergeburt”. Ташкент, 2010. С. 46-55.
Фото: Германов Валерий Александрович
Malumotlar
Туркестанские немцы